ГБОУ РМ «Республиканский лицей для одаренных детей», Саранск, Мордовия

Интернат уровня три звезды

Условия проживания здесь меньше ассоциируются со словом «школа-интернат». Это скорее кампус со всей инфраструктурой. Сейчас в школе-интернате проживает 170 детей. Мальчики на первых трех этажах, девочки на четвертом и пятом этажах.

Каждый пансионат рассчитан на двоих. Помимо мебели в нем есть туалет, душ и холодильник

На территории колледжа есть собственная медпункт, в которой работают две медсестры и педиатр. Здесь дети могут пройти медицинское обследование или, например, сделать прививки — особенно внимательно за этим следят в старших классах школы. И, видимо, не зря за весь период работы вуза (восемь лет!) — ни разу не поместили на карантин по поводу ОРВИ.

Школьная теплица

В колледже их кормят четыре раза в день: завтрак, обед, обед (для всех старшеклассников), ужин. На каждом этаже есть комнаты для самостоятельной подготовки, а также что-то вроде прачечной со стиральными машинами и кухня с микроволновыми печами и духовками. При желании дети могут готовить самостоятельно.

В старших классах есть негласное правило: здесь нельзя есть фастфуд (чипсы, газировку и т.д.)

После обеда ученики могут пойти учиться в кружок, поиграть в «Что? Где ты? Когда?», В футбол, волейбол или настольный теннис. Во время адаптации, первые месяцы после поступления ребенка в среднюю школу, с детьми работает один психолог и учителя, которые помогают детям привыкнуть к жизни вдали от родителей.

— У всех наших детей есть общий признак таланта: они трудоголики. И мы стараемся создать условия, в которых детям было бы комфортно и учиться, и отдыхать. Конечно, ребенок, каким бы талантливым он ни был, остается ребенком: он привыкает учиться и жить в интернате несколько месяцев, сначала очень скучает по семье. Но мы стараемся помочь ему адаптироваться поскорее, — поясняет заместитель директора по воспитательной работе Галина Илюшова.

Галина Илюшова: «У всех наших детей есть общий признак таланта: они трудоголики»

Отдельный элемент — безопасность. Все помещения общего пользования оборудованы камерами видеонаблюдения. В колледже работают 15 преподавателей, которые работают посменно. Каждый вечер после 19.00 необходимо вести учет детей, после чего выход из интерната невозможен. Педагоги всегда сопровождают учеников 7-8 классов (не в колледже, а в городе). Wi-Fi работает до 21:00, чтобы дети могли тренироваться или общаться со своими родителями. Потом выключают.

Аль-Хадж Аюб Салех Мухаммад Мадианович переехал в Мордовию из Сирии

— Первые три класса я учился в Алеппо (Сирия). А до поступления в этот вуз успел поучиться в Марий Эл и Ельниковском районе Мордовии, — рассказывает ученик седьмого класса Аль-Хадж Аюб Салех Мухаммад. — Но математики и физики везде было как-то мало. Родители были не против новой школы, они привыкли к переезду. Но теперь я наконец понял, что физика мне все же ближе, чем другие предметы. В будущем я хотел бы стать инженером и остаться работать в России.

Кто-то ходит в среднюю школу, чтобы углубиться в физику, математику или химию, кто-то хочет олимпийских побед (и получать льготы при поступлении). Но главное достижение республиканской средней школы — это не создание «тепличных условий для одаренных детей». Напротив: попытка дать им максимум возможностей для личного развития. Педагоги гордятся тем, что их выпускники не только поступают в лучшие вузы, но и полностью готовы к жизни после школы: они самостоятельны, не боятся будней и даже переезда в другой город.

Как поступить и кто учится в лицее

Экзамены начинаются в марте. Перечень вступительных экзаменов (тесты по профильному предмету, русскому языку и математике) и примеры заданий заранее публикуются на сайте. У тех, кто не сразу зарегистрируется, всегда есть второй шанс. Следующий этап — это собеседование с директором и профильными учителями, в ходе которого они пытаются выяснить, насколько мотивирован и трудолюбив ученик — эти качества в старшей школе считаются основой успешной учебы.

Обучение и школьное питание бесплатные. Единственная платная услуга — это подготовительные курсы для учеников 5-6 классов, которые собираются поступать в среднюю школу или просто хотят оценить свои сильные стороны.

Занятия в лицее начинаются в 8.30. Общие предметы преподаются до 12.00. С 12.00 до 14.00 — специальные дисциплины. С 14.00 до 15.00 — большой перерыв, после которого до 18.00 ученики занимаются с учителями по профильным предметам в небольших группах. Директор вуза Евгений Вдовин называет это «индивидуальной траекторией» и говорит, что здесь не используются никакие другие методы — только интерес учителей и, конечно же, усилия самих учеников.

— Моя предыдущая школа полностью отличается от средней школы. Хотя бы потому, что здесь сложно. Но в том-то и дело. Я сам искал школу, в которой можно было бы досконально изучать физику. Собираюсь присоединиться к МФТИ. Для любого физика лучшей моделью, конечно же, является Илон Маск, создатель SpaceX. А настоящая наука — это физика. Всем, кто говорит о химии, — улыбается Петр и кивает однокласснице Насте.

— Я сам хотел учиться в лицее. Мама волновалась, но мне удалось убедить родителей. Привыкла давно, месяцев около полугода, а сейчас все нравится. Прежде всего — конкурентоспособность. Сегодня один ученик сильнее, завтра — второй. Планирую поступать в МГУ им. М.В. Ломоносова, — говорит Одиннадцатая Анастасия.

Поначалу конкретные планы детей немного удивляют, но Настя, например, бронзовый призер Международной Менделеевской олимпиады по химии, поэтому никаких трудностей, связанных с поступлением, у нее не возникнет — она ​​будет учиться по профиль в вузе, где он хочет. Точнее, это не так: университеты приложат все усилия, чтобы Настя училась у них.

Ни учителя, ни сами старшеклассники не скрывают, что учеба требует полной отдачи. Поэтому ученики часто бросают школу, чтобы иметь больше времени, например, для занятий спортом или музыкой. В лицее к этому спокойно относятся. Но они внимательно следят за судьбой своих выпускников.

Около половины выпускников остаются в Мордовии и в основном поступают в Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (да, здесь есть МГУ!), Остальные уезжают в Москву и Санкт-Петербург — поступают в МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, ИТМО .. Средняя школа подписала соглашения с ведущими университетами страны, а список достижений учащихся на Олимпийских играх настолько убедителен, что почти все учащиеся были определены еще до окончания учебы.

Гимн России по утрам

Как сообщила ТАСС заместитель директора по научно-методической работе Наталья Каштанова, в настоящее время в вузе учатся 313 человек. Большинство из них из Мордовии, но еще 50 детей из 19 регионов России: Пензенской, Нижегородской, Самарской, Московской областей, Республики Чувашия, Пермского и Приморского краев, Дагестана. Для иногородних предоставляется общежитие: проживание и обучение в вузе совершенно бесплатно. Здесь могут остановиться и родители, приехавшие издалека в учебное заведение.

Есть одноместные и двухместные номера, их площадь не менее 12 квадратных метров. Здесь есть все необходимое для полноценной жизни и учебы: кровать, два стола, стулья, тумбочка, книжный шкаф, душ. По уровню оснащенности помещения соответствуют трехзвездочной гостинице, считает Каштанова. Также есть кабинеты психологической помощи, где со старшеклассниками работает специалист, и кабинеты самообучения, а также тренажерный зал.

Двери в комнаты общежития всегда открыты, причем в прямом смысле этого слова. Мальчики хорошо образованы и не допускают недостойного поведения дома с соседями Наталья Каштанова, заместитель директора по научно-методической работе

«Каждое утро в общежитии начинается с гимна России: все школьники слушают его по радио, просыпаются. Двери в комнаты всегда открыты и в прямом смысле этого слова».

Всем старшеклассникам ежемесячно выплачивается стипендия в размере 400 рублей, отличникам — крупная стипендия в размере 800 рублей, а за особые заслуги, достижения в олимпийском движении детям выделяются стипендии личных спонсоров до 6000 рублей руб.

«Ключи» к ученикам

В программе девять уроков в день. В первой половине дня проводятся общие уроки, вторая часть учеников посвящена работе по направлению профиля. Их три: физика (физика и астрономия), математика (математика и информатика) и химия и биология (химия, биология, экология). Учащиеся лицея изучают выбранный предмет до 16 часов в неделю.

Академический директор лицея Дмитрий Подлесный отмечает, что, несмотря на большую нагрузку, дети устают даже меньше, чем в обычных школах. «Учащиеся говорят, что в обычных школах было всего шесть классов, но учиться было труднее. А в старших классах они больше заняты своими любимыми предметами, поэтому день пролетает незаметно».

Каждый из учителей средней школы хранит свои «ключи» в сердцах учеников. Например, Рушан Кадикин, учитель дополнительного образования, который занимается с детьми робототехникой, не любит, когда его называют «ты». У них есть договоренность с ребятами: на уроке это учитель, к которому нужно обращаться по имени и отчеству, а после урока — друг и старший наставник, можно переходить к «себе».

«Благодаря этому методу можно стереть возрастную границу между учителем и учеником. Это помогает достичь главного: открытости».

Коридоры славы

В старшей школе есть еще одна традиция поощрения победителей международных олимпиад: каждого из них по прибытии встречают аплодисментами. Мальчики идут по длинному коридору, вдоль стен которого выстраиваются ученики. После церемонии все вместе в школьной столовой, где проходят чай и пирожные.

Еще одна торжественная церемония прошла здесь недавно, 14 октября, в честь Дамира Гасымова и Станислава Цапаева, завоевавших золотые и бронзовые медали на Международной астрономической олимпиаде в Болгарии. Эта Олимпиада проводится с 1996 года и состоит из трех этапов соревнований: теоретического, практического и наблюдательного.

Академический директор лицея Дмитрий Подлесный сообщил, что более основательная подготовка к соревнованиям начинается за два месяца до Олимпиады. «Детей знакомят с индивидуальной программой, для их подготовки вычерчивается индивидуальная образовательная траектория, что позволяет школьникам индивидуально отрабатывать утраченные предметы».

На церемонии присутствовал и отец одного из олимпийских победителей Фариз Гасымов. Он сказал, что, когда они с женой узнали о победе Дамира, они не спали всю ночь. «Я сам был математиком в школе, моя мама преподает английский язык, мой сын — первый астроном в семье».

Кто учит саранских лицеистов

Директор гимназии Евгений Вдовин не скрывает, что учителя здесь зарабатывают больше, чем их коллеги из других школ. Педагоги, готовящие олимпийских победителей и призеров, ежемесячно получают стипендии — на 1-3 года. Размер выплат варьируется от 5 000 рублей (для победителя областной олимпиады) до 50 000 рублей (для победителя международной). За это время лицей подготовил около 350 победителей и призеров Всероссийских и Международных олимпиад. Сейчас в лицее работают самые первые выпускники и преподаватели местных вузов. И учителя из других городов приезжают на какие-то уроки.

Сейчас Мордовия пытается начать играть по московским правилам и ввести стимулы за олимпийские победы для самих школьников: от 30 000 рублей за приз во Всероссийской олимпиаде (Всероссийской олимпиаде) и до 300 000 рублей за золото в международный. Конечно, Саранску сложно конкурировать с более чем миллионами городов, где охват студентов и сами выплаты намного выше.

— Конечно, не все измеряется деньгами, но мы чувствуем, что борьба за талантливых детей с каждым годом усиливается. Открывается много новых специализированных школ, и это хорошо. Лучший продукт рождается в соревновании! Убежден, что невозможно получить хороший результат, не вложив в работу колоссальных сил и времени, — поясняет директор вуза.

Они не экономят ни денег, ни времени для студентов. Например, физические лаборатории просто забиты оборудованием. Учителя говорят, что большинство устройств делают сами ученики: «Конечно, старшекласснику можно дать готовое устройство, но гораздо лучше, когда ребенок понимает, как оно работает».

Видеоэкскурсия по лицею

Контактная информация

Полное наименование — Государственная бюджетная школа Республики Мордовия «Республиканская средняя школа для одаренных детей»

Официальный сайт — https://rlc.education

Телефоны — (8342) 47-10-39, приемная

Адрес — 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Москва, 46.

Источники

  • https://mel.fm/ucheba/shkola/825639-saransk_lyceum
  • https://zen.yandex.ru/media/melfm/vtoraia-po-reitingam-shkola-v-rossii-nahoditsia-v-saranske-kak-ona-ustroena-i-kto-v-nei-uchitsia-5aeae3bba936f461d5123ffd
  • https://tass.ru/v-strane/3713660
  • https://WikiEdu.ru/gbou-rm-respublikanskij-liczej/

Оцените статью
Блог про образование в РФ